ФАС собирается учитывать размеры перекрестного субсидирования при установлении электросетевых тарифов по новым законодательным правилам. По данным «НГ», этот вопрос поднимался на заседании рабочей группы ФАС по вопросам тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и жилищно–коммунального комплекса на прошлой неделе.
Изменения в законодательство подписаны президентом 2 августа, и с 13 августа закон вступил в силу. Одно из главных нововведений, отмечает «НГ», заключается в невозможности для регионов без согласования с ФАС устанавливать тарифы выше максимального или ниже минимального уровня, определенного антимонопольным ведомством. Раньше несогласованный выход за эти рамки был возможен, если это было связано с изменениями в инвестпрограммах территориальных сетевых организаций (ТСО). Новация уже действует, подчеркнули в ФАС, пишет газета: при нарушении данного правила прямо сейчас можно в рамках закона устанавливать нарушителю минимальный предельный тариф.
Чтобы выйти за установленные ФАС пределы, региональным регуляторам придется обосновывать свою позицию перед федеральными антимонопольщиками. По данным издания, ФАС готовит проект приказа, в котором будет зафиксирован перечень обосновывающих материалов, направляемых в ведомство в таких случаях. Помимо самого проекта тарифного решения в ведомство необходимо будет представить экспертное заключение, расчет цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии, ежегодные отчеты об использовании инвестресурсов, копию заключения регионального межотраслевого совета, анализ динамики перекрестного субсидирования, письмо губернатора об отсутствии необходимости внесения изменений в региональный бюджет, а также иные материалы по желанию региона.
Другие новации принятого закона связаны с введением долгосрочного (не менее чем на 5 лет) госрегулирования тарифов в электроэнергетике, которое будет оформляться в рамках так называемых регуляторных соглашений (или контрактов). Такие соглашения могут заключаться между ФАС и Федеральной сетевой компанией (ФСК), а также между региональным регулятором и ТСО (при согласовании с ФАС). Согласно предложениям ФАС, в документе необходимо будет указать срок действия соглашения, метод и долгосрочные параметры регулирования ТСО, обязательства ТСО по достижению плановых показателей надежности, качества, энергоэффективности и выполнению инвестпрограммы, а также ряд других моментов. За ТСО сохраняется вся достигнутая в рамках таких соглашений экономия.
Предлагаемое ФАС ограничение роста тарифа не выше прогноза социально–экономического развития, утверждаемого Минэкономразвития («инфляция минус»), ожидаемо не вызвало энтузиазма в «Россетях», отмечает «НГ». О позиции госмонополии газете рассказали несколько человек, участвовавших в заседании.
Но в ФАС эту логику не восприняли, сообщили источники «НГ». У сетей нет ключевых показателей эффективности по обновлению оборудования, и если при нынешних тарифах с этим все плохо, то и при сравнительно больших деньгах ничего не изменится, возразили в ведомстве. Претензии к ограничению роста тарифа социально–экономическим прогнозом Минэкономразвития тоже не вполне понятны – ровно на этот параметр ФАС обязана опираться при формировании предельных уровней тарифов.
В свою очередь, потребители электроэнергии обратили внимание на необходимость учета перекрестного субсидирования в разрабатываемых ФАС России проектах нормативных правовых актов – для того чтобы предусмотреть исполнение правительственных решений по его сокращению. Начальник департамента развития розничного рынка и сетей ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Жихарев, слова которого приводит издание, напомнил, что в правительство уже направлялся проект нормативно–правового акта о графике снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе. «Предлагаем включить в соглашения как обязательное условие меры, этапы и сроки сокращения перекрестного субсидирования в электроэнергетике (график снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе)», – цитирует его «НГ».
Кроме того, у потребителей электроэнергии есть предложения по учету экономии расходов сетевых организаций. «Предлагаем экономию средств, достигнутую сетевой организацией, в том числе использовать для сокращения перекрестного субсидирования. Средства, сэкономленные в рамках реализованных ранее или реализуемых в настоящее время мероприятий по сокращению перекрестного субсидирования, не сохранять в необходимой валовой выручке, а использовать для снижения перекрестного субсидирования», – отметил Валерий Жихарев. В ФАС России согласились, что как минимум увеличения перекрестного субсидирования быть не должно, пишет «НГ».